школа  ушу  
небесный дракон      

ЧАСТЬ 1. СОЗНАНИЕ И ПРАКТИКА

Внешнее и внутреннее воинское искусство в понимании школы.

В настоящее время существует немало точек зрения на критерии различия внутренних и внешних школ в воинских искусствах. Рассмотрим некоторые из них. Согласно одной из версий, внутренняя школа (ней цзя) возникла в знаменитом воинскими искусствами монастыре Шаолинь. Соответственно, нешаолиньские школы относились к "внешним". Данная точка зрения имеет существенную историческую подоплеку, однако не проливает свет на сущностные отличия внутреннего и внешнего воинского искусства. Очевидно, что наименование Шаолиньской школы "внутренней" было призвано подчеркнуть в первую очередь её закрытый, тайный, внутримонастырский характер. М.М. Богачихин говорит о том, что исторически понятие о внешних и внутренних школах базируется на "буддийском положении о "находящемся в доме" и "покинувшем дом", где дом - община" (Богачихин М.М. Краткий китайско-русский русско-китайский толковый оздоровительный словарь. - М, 1994. - С. 23) . Однако изначальное терминологическое разделение внешних и внутренних школ на шаолиньские и нешаолиньские просуществовало недолго. Авторитетный исследователь даосизма Е.А. Торчинов указывает на то, что в эпоху китайского Средневековья (12-17 вв.) многие практиковавшие боевое искусство тайные секты синкретического характера (с даосско-буддийской идеологией) относили себя к "внутренним" (Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. - СПб: "Азбука-классика", "Петербургское востоковедение", 2005. - С. 248) . Таким образом, поиск какой-то конкретной исторической школы воинского искусства, явившейся единым основанием для внутренних систем, скорее уведет нас от понимания действительного смысла нэй цзя, поскольку под "внутренним" в первоначальном историческом термине подразумевалась некая закрытая община монастырского типа.

Еще одно достаточно распространенное мнение по поводу различия внешнего и внутреннего базируется на следующем положении: внутреннее искусство (нэй цзя) и внешнее (вай цзя) отличаются по специфике движений и стоек (такого мнения придерживаются китайские специалисты У Лимин, Лао У). Так, в традиционно относимых к внутренним направлениям - тай цзи цюань, ба гуа чжан и синь и цюань - особенности стоек и движений направлены на то, чтобы циркуляция энергии-ци между переднесрединным и заднесрединным меридианами осуществлялась наиболее оптимальным образом. Подобное целеполагание соответствует традиционному даосскому философскому представлению о необходимости омоложения организма до состояния ребенка (прежденебесного состояния - "сянь тянь"), для чего требуется кропотливая работа по управлению различными видами энергий человеческого тела и окружающей среды. В противоположность такому пониманию "внутреннего", к внешним школам относятся те направления воинского искусства, которые уделяют мало внимания качественному омоложению организма, но в основном конценрируются на поразвитии утилитарных боевых качеств: силы, ловкости, выносливости, быстроты, хладнокровия и т.п.

Существуют и другие точки зрения на дифференциацию внешних и внутренних школ, в большей или меньшей степени опирающиеся на критерии различия, прокомментированные нами. Однако необходимо отметить, что данный критерий не лишен определенных недостатков. Во-первых, он совершенно упускает из вида совершенствование духовно-нравственных качеств человека в процессе тренировок. Между тем, духовность составляет внутреннюю сущность человека. Телесная молодость и управление энергией являются важным подспорьем в процессе взращивания этой внутренней сущности. Однако, это не единственные "инструменты", используемые в данном процессе. Только лишь с их помощью трудно избавиться от различных состояний гнева, алчности, страха, невежества, которые омрачают духовный горизонт человека, препятствуют культивации его нравственности. Занятия боевыми аспектами воинского искусства приводят к тому, что человек учится работать с собственными страхами, в том числе со страхом боли и со страхом смерти. Кроме того, занимающийся воинским искусством имеет возможность подвергнуть существенной трансформации свой эгоизм - в том случае, если поймет, что он и его противник в поединке, на самом деле являются единой системой. Следовательно, от внимания к положению соперника, от умения действовать исходя из него, зависит победа в бою. В результате Эго человека начинает отходить на второй план, а на передний план выступает способность полностью пребывать в настоящем жизненном мгновении.

Во-вторых, рассмотренные нами критерии различия внешнего и внутреннего не учитывают тесной связи внутренних воинских искусств с внутренней алхимией (нэй дань). Между тем, эта связь очевидна. Еще в эпохую Борющихся Царств (Чжань-Го - 5-3 вв. до н.э.) имели место хорошо разработанные комплексы качественного преобразования человека как единого психофизиологического микрокосма с помощью гимнастики дао инь (содержащей элементы современного тайцзи-цюань), дыхательных упражнений, регулирующих течение энергии (син ци ), медитативных техник "хранения Одного" (шоу и), заключающихся в созерцании Дао. К этим комплексам примыкала хорошо разработанная система сексуальных практик (фан чжун). Соответствующие тексты обнаруживаются в погребениях аристократов, одним из основных занятий которых в эпоху Чжань-Го по необходимости была война. Уже упоминавшийся нами Е.А. Торчинов пишет: "Все методологические принципы у шу восходят к даосским классическим текстам" (Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. - СПб: "Азбука-классика", "Петербургское востоковедение", 2005. - С. 248). В частности, в Главе 68 "Дао Дэ Цзина" говорится: "Хороший воин не воинственен, хороший боец не гневлив. Умеющий хорошо побеждать врагов не противоборствует с ними". Нетрудно заметить, что Лао-цзы в первую очередь акцентирует внимание на необходимом для хорошего бойца состоянии сознания. Если мы примем за отправную точку эту методологическую предпосылку, то закономерно придем к выводу, что многочисленные методы воинского искусства - независимо от того, к внутренним или внешним они причисляются - должны являться средствами для духовно-нравственного становления человека как личности, способной приносить объективную пользу и себе, и другим людям. Воинское искусство может пониматься как внутреннее в том случае, если с помощью всей совокупности методов воздействия на тело, разум и дух человека оно ведет к развитию такой личности, основными качествами которой являются сострадательность ( выражаемая в умении и желании адекватно помочь себе и другим), спокойствие в любых жизненных обстоятельствах, удовлетворенность, пребывание в гармонии с собой и окружающим миром и т.п. Если мы в понимании "внутреннего" будем оставаться на позициях даосской философской методологии, то окажется безосновательным само противопоставление телесного и духовного, силы мышц и тонкой энергии - ци, поскольку даосы и их предшественники издревле понимали человека как единый микрокосм, основанный на гармоничном единстве телесного и духовного. Недаром для даосов столь важное значение всегда имела концепция бессмертия физического тела как важнейшего условия для бесконечного совершенствования духа-шэнь. Не случайно основным требованием к правильном выполнению тайцзи цюань является, как указывает М.М. Богачихин, следующая формулировка: "Внутреннее и внешнее взаимосочетаются" (нэй вай сян хэ) (Богачихин М.М. Краткий китайско-русский русско-китайский толковый оздоровительный словарь. - М, 1994. - С. 111). Термин "нэй" в данном случае обозначает психику человека, его мышление, волю, жизненную энергию (ци) и духовную энергию (шэнь). Термин "вай" обозначает, собственно, физическое тело и его движение. Гармоничное развитие понимаемых таким образом внешних и внутренних аспектов бытия человека, улучшающих и общественную жизнь, - это цель практики внутренней школы. Таково понимание внешнего и внутреннего воинского искусство в системе Небесного Дракона.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru