школа  ушу  
небесный дракон      

От автора

В настоящем воинском искусстве нет ничего воинского, а тем более воинственного. Воинское искусство просто ещё один способ жить.

Сначала необходимо научиться проигрывать. Только тогда по силам добиться высот мастерства в боевом искусстве. Правда тогда будет уже не важно мастер ты или нет. Мастер как раз и характеризуется отсутствием предпочтений. От этого в его жизни существует большая подвижность. Он продолжает следовать своим путём, не считая его самым ценным на свете. Мало кто задавал себе вопрос что лучше, достичь больших высот в единоборствах или не быть скованным идеей улучшения себя, не беспокоиться, если кто-то сильнее тебя. Известно, что большинство людей начинают заниматься единоборствами от слабости. Как правило, начальные мотивы связаны с потребностью самоутверждения, необходимостью стать сильным, обезопасить себя. Иными словами не от идеального состояния психики, души. Эти потребности являются оправданными в первые годы занятий. Но с определённого момента, эта мотивация занятий начинает сильно ограничивать прогресс. Для настоящих мастеров в боевом искусстве нет приёмов. Сначала боевое искусство, потом остаётся только искусство, затем пропадает и оно. Остаётся чистое восприятие, ощущение единства. С каждым движением мастер всё более сливается с вселенной, ощущает её ритм. Настоящий мастер начинает понимать, что все пути ведут в одну точку и все пути равнозначны. Что его путь не лучше и не хуже любого другого, а просто один из путей. Все пути нужны в итоге лишь для благополучия души. С этой точки зрения мастер осознаёт и свой путь, путь воинских искусств.

Введение

Подход к практике ушу, как к системе, в которой происходит многостороннее развитие, сегодня, как и раньше на востоке и в Китае, встречается не так часто. Вершиной в практике ушу, а так же её отличительной особенностью и ценностью является такой подход. Культивируются прикладные системы рукопашного боя, от которого не страдает, а укрепляется здоровье, а главным является всестороннее развитие личности, развитие духовных качеств человека, постоянное улучшение качества восприятия окружающего мира. Практика ушу служит специальным методом познания себя. Параллельно внимание сосредотачивается на некоторых изящных искусствах, развивается творческое начало. Выступление на соревнованиях, выставление себя напоказ, не принято. В спорте не всегда побеждает сильнейший. Правилами соревнований наложены множества ограничений, которые уводят всё дальше от реальности. Сегодня ушу гораздо более известно как спорт (тао лу - формальные комплексы гимнастических упражнений, сань да - спортивный поединок), и как оздоровительная система (ци гун, тай цзи цюань). Несомненно, ушу как спорт имеет полное право на существование и приносит определённую пользу, особенно это касается оздоровительного направления. Мы просто хотели бы, чтобы читатели не забывали об настоящих корнях ушу и о восприятии ушу настоящими мастерами известными уже далеко за пределами Китая. Стоит упомянуть, что в самом Китае, спортивными разновидностями ушу, занимаются всего 3-5 процентов людей от общего количества практикующих ушу, и при этом около восьмидесяти процентов населения по утрам делают зарядку, используя тай цзи и ци гун.

В известных нам публикациях, представляющих оригинальные авторские работы, а также переводы с китайского языка, уделяется должное внимание традиции ушу как аутентичному явлению. Раскрывается суть и настоящий смысл ушу, раскрываются аспекты духовной культуры ушу. Это работы авторов Малявина В.В., Богачихина М.М., Виногродского Б.Б., Маслова А.А., Абаева Н.В. Особо стоит отметить большой труд и множество работ доктора философии Ян Цзюн Мина. К этим авторам мы рекомендовали бы обратиться всех интересующихся ушу.

Школа воинского искусства Небесный дракон является внутренним направлением и имеет мягкие и жёсткие аспекты. Техника боевого искусства Небесного дракона базируется на системах тай цзи цюань, ба гуа чжан, синь и и представляет собой неразрывную, целостную систему этих стилей, которая выступает как эффективное средство защиты и нападения. Кроме того, вся система использует работу с энергетикой человека, что усиливает эффективность всей системы. Много времени уделяется ци гуну, тай цзи и ба гуа. Один из принципов школы - медленное рождает быстрое. Так как все движения этих внутренних гимнастик несут в себе и возможность применения в бою, то, занимаясь тай цзи, ба гуа или ци гун в течение длительного времени для развития энергии, человек одновременно отрабатывает и непосредственно боевой аспект. Кроме того, во многом, в овладении энергетикой важны умение и устойчивая способность к расслаблению. А достижение расслабления психики и тела трудно представить без должного внимания упражнениям на медленной скорости с работой дыхания.

Технический арсенал Небесного дракона разнообразен. Движения в данном направлении внешне грациозны и легки, однако внутреннее содержание этих движений и перемещений имеет прикладной аспект и, следовательно, обладает эффективностью при применении в бою.

Техника боя не содержит никаких ограничений. Применяются все возможные приёмы вплоть до ударов по болевым точкам, а также удары в пах, горло, глаза, суставы, спину, которые обладают несомненной эффективностью в реальном поединке.

В технический арсенал входит разумное сочетание работы ногами, руками, головой и корпусом. Помимо сочетания трёх внутренних стилей техника Небесного дракона содержит так называемые "звериные" техники (не стили). Среди них техники - снежного барса, богомола, пантеры, медведя, змеи, кобры, феникса, дракона, обезьяны и некоторых других животных.

Искусство боя Небесного дракона уникально адаптировано как для мужчин, так и для женщин, а также подходит для всех возрастов и весовых категорий.

Если, в общем, охарактеризовать боевую систему, то она напоминает острый шип внутри соломы - это основной принцип функционирования стихии воды. На начальном этапе практикуется мягкость. Отсутствие жёстких блоков на приёме - мягкий вход - влечёт за собой попадание противника под удары, заломы, броски и удушения. На этапе углубленного изучения противника сразу встречают жёсткими ударами по болевым точкам рук и ног, а лишь затем следует развитие основного приёма. Такая техника позволяет получить больше времени на выполнение приёма и понизить сопротивляемость соперника из-за поражённых конечностей. Тем не менее, удары по конечностям обязательно содержат в себе принцип пустотности. Техника и тактика боя построена в основном на использовании силы и инерции противника против него самого.

Практика школы и ее знания позволят человеку организовать своё жизненное пространство в соответствии с принципами Дао (природы, космоса) и существенно продвинуться на пути самопознания.

В данном пособии не ставится задача подробно ознакомить читателя с техникой боя Небесного дракона. Это попросту невозможно. Все печатные издания страдают отсутствием полноты передачи подобной информации. Тем, кто интересуется ушу серьёзно, хорошо известно, что передать через книгу аспекты движений ба гуа, тай цзи, а тем более их боевой смысл очень проблематично. Известно также, что брать технику надо в зале, у живого учителя. Это единственно возможный путь овладения такими искусствами. В данном пособии акцент делается на раскрытие сущности внутреннего воинского искусства, а также на изложение многих практических принципов тренировок тела и сознания. Нам кажется, что в настоящее время этим принципам не уделяется должного внимания. Существует заметный перекос в сторону техники боя, в изложении учебных пособий. Настоящая книга служит сопроводительным пособием для занимающихся, так как на тренировках попросту не хватает времени для подобного лекционного курса. Данная книга, прежде всего, предназначена занимающимся в Небесном драконе, хотя будет также полезна всем интересующимся традицией воинских искусств.

Школа воинского искусства (ушу) Небесный дракон является, в некотором смысле компилированной системой. Поскольку система не аутентична, по-другому практически и не может быть в наши дни. В истории, так зачастую и бывает. Все новые стили, когда-то рождаются. Обучаясь у мастера, ученик, как правило, переосмысляет некоторые аспекты системы по-новому.

Сегодня прошли времена информационной изолированности и обособленности разных народов и культур. В прошлые века, различные системы воинского искусства, как правило, развивались автономно. Сегодня же мы имеем уникальную возможность воспользоваться лучшими достижениями человечества в этой области. И по нашему мнению, от такой возможности отвернётся только недальновидный.

Тем не менее, существенную часть системы Небесного дракона, составляет внутреннее ушу, берущие своё начало в Китае, в далёкие времена. Необходимо сделать уточнение, что в те времена не существовало разделения на существующие ныне внутренние стили тай цзи цюань, ба гуа чжан, синь и.

Вот одна из версий возникновения внутренних стилей (сегодня это термин тай цзи цюань), от которых берёт своё начало ушу Небесного дракона. Авторы системы Небесный дракон нисколько не претендуют на полную аутентичность стиля. Мало того, это просто невозможно по объективным (территориальным и временным и иным) соображениям.

Изобретение тай цзи цюань (более поздний термин) приписывают даосскому монаху Чжан Саньфэну. В вечно пасмурных горах Становления Воина (у дан шань), где издалека видны три пика (сань фэн), монах наблюдал, как коршун жестко атаковал змею, змея же мягко уворачивалась. Узрев здесь принцип "мягкое побеждает жесткое", монах и придумал комплекс особых мягких плавных упражнений. Не обошлось без помощи свыше: битву коршуна со змеей показал Саньфэну во сне дух Уданских гор - тот самый У, точнее - Сюань У, Сокровенный Воин.

В 12 -14 в.в. было известно несколько даосов с таким именем, но хорошо известен тот, что жил примерно в 14-м веке. Будучи чиновником высокого ранга, он оставил службу и занялся самосовершенствованием. У горы Хуашань, будучи в отчаянном положении без средств к существованию, он встретил "совершенного человека", даоса по прозвищу Огненный Дракон (Хо Лун), а по имени Цзя Дэшэн - Цзя Получивший Возвышение (автор многих книг). Тот привел Саньфэна в скит, обучал укреплению здоровья и тай цзи цюаню, которому сам Огненный Дракон учился у Чэнь Тунаня (другие имена: Чэнь Туань, Чэнь Сии). Это было то же искусство, которому обучал Сюй Сюаньпин.

В 67 лет Чжан Саньфэн покинул Цзя Дэшэна, в 70 лет поселился в Уданских горах. Путешествовать в те времена было опасно, тай цзи цюань, в который Чжан внес много нового, был нужен для самозащиты. Он базировался на 4-х принципах:

1) неподвижностью контролировать движение (статикой - динамику);

2) мягкостью преодолевать жесткость;

3) медленным побеждать быстрое и

4) в одиночку защищаться от толпы.

Важно еще было то, что тай цзи цюань помогал быстро восстанавливать силы после длительных медитаций (подобных анабиозу у животных), входивших в психотехнику даосов.

Ученик по линии Чжан Саньфэна, его однофамилец Чжан Сунси так владел искусством "коротких ударов мягкого Чжана", что, будучи внешне щуплым, в возрасте более 70 лет побеждал лучших бойцов Шаолиня.

"Короткие удары" дуань да - это искусство ближнего боя. Оно представляет южную ветвь тай цзи цюань, которая хотя и распространялась по стране, но не получила широкого распространения в последующие века, поскольку важно не только владеть, но и уметь передать потомкам.

Сегодня тай цзи цюань и ба гуа зачастую воспринимают только как оздоровительную гимнастику. Иногда к боевым относят ушу, а к оздоровительным - гимнастики внутренних стилей. Это вызвано тем, что с образованием КНР (1949 г.) боевой аспект гимнастик внутренних школ был исключен из изучения и сделан акцент на их оздоровительный аспект и на участие в соревнованиях. Мы не должны отказываться от спортивной стороны, но спортивная подготовка не охватывает всего богатства внутреннего ушу. Кроме того, не настраиваясь на боевое применение (поражение противника), не поймешь и не освоишь тай цзи цюань и другие внутренние стили.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru